Главная » Средства для детей



Применение средств не унижающих достоинства ребенка это

Семейное воспитание

Ни для кого не секрет, что формирование в ребенке полноценной личности зависит от воспитания. И чем больше своих сил и внимания родители вложили в ребенка, тем больше вероятности, что он вырастет добропорядочным человеком. Однако во все времена родители совершали, и будут совершать, достаточно типичные ошибки. Причиной здесь может быть и нехватка времени, и неправильные стереотипы, которые в свою очередь были нам привиты старшим поколением. Так в чем же заключаются особенности семейного воспитания? Давайте их разберем и запомним, чтобы не повторять чужих ошибок.

Проблемы семейного воспитания

Начнем с самых распространенных заблуждений, которыми руководствуются многие родители. Ошибки семейного воспитания – это главный ответ на вопрос, почему ребенок, который рос, казалось бы, в приличной семье, не оправдывает ожиданий и к ужасу родителей отбивается от рук. Итак, рассмотрим наиболее частые из них:

  1. Непонимание индивидуальности ребенка и его характера. Если, к примеру, ребенок по типу личности является флегматиком, он будет все делать медленно и степенно. В этом случае мать, являющаяся холериком, будет раздражаться, называть его «копушей» и т.д.
  2. Неприятие. Такое отношение возможно в случае если ребенок не был желанным или родился «не того» пола, который хотели родители. В этом случае родители не принимают ребенка и его индивидуальность. Отношение к нему может быть попустительским (безнадзорность). Также непринятие проявляется в том, что ребенка отдают родственникам или няне на воспитание, мешая правильному формированию эмоциональной привязанности.
  3. Несоответствие ожиданий родителей тому, кем на самом деле становится ребенок. Самая распространенная ошибка: «Я ХОЧУ», «он ДОЛЖЕН быть тем то и тем то». При этом индивидуальные особенности ребенка игнорируются и подавляются.
  4. Аффективность. Проявляется в выплескивании на ребенка недовольства, раздражения, криков. Чем больше родители повышают голос, тем больше ребенок возбуждается или наоборот уходит в себя.
  5. Тревожность – излишнее беспокойство за ребенка, гиперопека. Приводит к подавлению самостоятельности ребенка, ограждению его от так называемых опасностей и трудностей в жизни. В итоге ребенок вырастет неуверенным в себе и несамостоятельным.
  6. Доминантность – проявляется в стремлении подчинить ребенка своей воле, требовании безоговорочного подчинения, постоянным контролем над его действиями. Также характеризуется физическими и моральными наказаниями за любой проступок. В итоге ребенок вырастает нервным и озлобленным. Уважение к родителям чаще всего заменяется чувством страха перед ними.

Общие правила семейного воспитания ребенка не приемлют подобных ошибок. Не стоит забывать еще и о том, что полноценная семья это наличие двух родителей, каждый из которых вносит в жизнь ребенка что-то новое и полезное. Роль матери в семейном воспитании заключается в безоговорочном принятии ребенка и его индивидуальности, защите его здоровья, как морального, так и физического. Что бы ни происходило в жизни подрастающей личности, мать обязана всегда оказывать поддержку и разделять интересны своего ребенка. Роль отца в семейном воспитании также немаловажна. Он должен обеспечить отпрыску чувство защищенности. Отец – тот человек, который является для ребенка кумиром и примером для подражания. Для малышей отец это чаще всего олицетворение силы и мужественности, поэтому авторитет папы ни в коем случае не должен подвергаться сомнению. Таковы основы семейного воспитания. Но подобных знаний все равно не достаточно, чтобы ваше дитя выросло полноценной адекватной личностью.

Методы семейного воспитания

Добиться гармоничного развития ребенка можно используя следующие распространенные и доказавшие свою эффективность методы семейного воспитания:

  • убеждение – формирование у ребенка позиции согласия с предъявляемыми ему требованиями с помощью советов, внушения и объяснения;
  • поощрение – использование похвалы или подарков с целью пробуждения у ребенка желания формировать в себе определенные качества и свойства;
  • принуждение (наказание) – применение средств, не унижающих достоинства ребенка с целью формирования у него отказа от нежелательных поступков и действий;
  • совместная деятельность – участие обоих родителей в различных воспитательных мероприятиях. Например, совместные походы в зоопарк, музей или совместные выезды на природу.

Психология семейного воспитания у каждой супружеской пары индивидуальна. Если у вас есть семья, которая служит для вас примером и эталоном развития ребенка, не стесняйтесь спросить, на чем строится их семейное воспитание. В любом случае, какие бы методы, секреты и правила вы не использовали – они должны приносить только пользу. Главное, чтобы ваш ребенок рос в атмосфере взаимной любви и взаимопонимания.

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику. обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

метод убеждения. предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

ü метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий :

¨ знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

¨ личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

¨ в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

¨ учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания.

Семейное воспитание

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается. прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой. в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:
  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:
  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск легкой жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов .

Основные методы семейного воспитания:
  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности. то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .

  • Психология
  • Источники: http://womanadvice.ru/semeynoe-vospitanie, http://www.libpsyx.ru/?Article=122, http://www.grandars.ru/college/psihologiya/semeynoe-vospitanie.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Витамины детей высокими нагрузками

    LiveInternet LiveInternet Открытки Я далее...

    Линекс запорах грудничков отзывы

    Линекс для новорожденных – боремся с дисбактериозом Опубликовано: 31 января далее...

    Опух укол прививки ребенка

    Прививка от столбняка и последствия В среду напоролась далее...

    Популярные статьи