Главная » Средства для детей



Речь взрослого средство развития речи детей

Презентация на тему «Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; - презентация

Презентация по предмету Русский язык, Литература, Чтение на тему: Презентация на тему «Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Презентация на тему «Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)» Подготовила воспитатель Ивлева Лариса Николаевна

2 средства речевого развития детей общение взрослых и детей культурная языковая среда, речь воспитателя развитие речи на занятиях художественная литература различные виды искусства

3 Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение является ведущим средством развития речи.

4 Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде.

6 Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: интенсивное овладение языком, его словарным составом и грамматическим строем - речь становится более связной усваивается бытовой словарь, необходимый для жизнедеятельности детей, развивается диалогическая речь, воспитывается культура речевого поведения игра труд Учебная деятельность бытовая деятельность обогащается содержание детских представлений и речи, пополняется словарь названиями Формируется целый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда

7 Творческие игры совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи Ролевые игры способствуют становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности Дидактические и настольно-печатные игры закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь

8 Требования к речи взрослого. содержательность и одновременно точность, логичность соответствие возрасту детей лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова взрослого его делам

9 Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей Воспитание звуковой культура речи Развитие связной речи формировании грамматического строя речи Развитие словаря

10 Искусство также используются в интересах речевого развития детей. изобразительное искусство музыкатеатр

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Опубликовано 05.08 | Автор: admin

Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

- речь воспитателя, культурная языковая среда;

- общение детей со взрослыми;

- обучение родной речи в рамках занятий;

- чтение художественной литературы;

- обращение к различным искусствам.

Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

Общение как важнейшее средство развития речи у детей

Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Поделиться в соц. сетях

Страница 3 из 42

Речь воспитателя как средство развития речи детей

Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

В настоящее время известна поговорка Слово - визитная карточка человека . От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи . Именно поэтому к речи педагогов ДОУ должны быть предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения. его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Источники: http://www.myshared.ru/slide/824114/, http://mamairebenok.com/vospitanie-rebenka/sredstva-razvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html, http://otveti-examen.ru/pedagogika/19-metodika-razvitiya-detskoj-rechiotvety-k-ekzamenu.html?start=2

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенку новорожденному не хватает витамин к

Зачем витамин К новорожденным? С первых далее...

Что делать при аллергическом насморке у ребенка

Что делать при аллергическом рините Одним далее...

Герпесная ангина ребенка форум

Герпесная ангина и герпесный стоматит. сын 2,5 года, вес 12 далее...

Популярные статьи