Главная » Средства для детей



Вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей

Вербальные и невербальные средства общения

Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

«Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу», - говорит военная пословица. Надо ли говорить, что для учителя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на занятии, выступление перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. «Я твердо убежден», - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». 1 Практика показывает, что эффективность учебной работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка [24, 15].

Объем словесных воздействий не одинаков в работе разных учителей. И чем он меньше, тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более, что вербальное общение не идентично простой передаче информации. Прежде всего школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен со старшими. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать, если он спорит, если он не согласен с услышанным. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны, а также умение старшего не только говорить, но и слушать.

Способность и готовность не вещать истину, а совместно вырабатывать общую точку зрения, для чего, как минимум необходимо, чтобы собеседник не боялся высказать сомнение, поспорить, надеялся, что его не оборвут, а выслушают до конца, в случае необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме, необходима настоящему педагогу. Наконец, участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга. Это бывает не всегда.

«Наш учитель физики говорит сам с собой», - рассказывает один школьник другому. – «А ваш?» – «Наш тоже, но он думает, что мы его слушаем». [24, 16].

Устная речь – это процесс говорения, создание устных высказываний, результат этого процесса – устные высказывания.

ыражение «речь учителя» (синоним – «педагогическая речь), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога. Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения [7, 108].

Педагогическая речь призвана обеспечить:

Продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками.

Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности.

Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения.

Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Устная речь учителя существует в двух разновидностях – в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование правил, законов, развернутые оценочные суждения. Диалогическая речь учителя представлена в беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов [7, 112].

Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др. точностью словоупотребления; требование выразительности речи – ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи.

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Рассмотрите невербальные средства общения с помощью таблицы 7.

К ак вам сейчас могут пригодиться знания методов, приемов, средств педагогического воздействия и взаимодействия.

Опираясь на вредные советы Г. Остера, составьте рекомендации для учителей «Как не нужно общаться с учениками» (методом от противного).

Как вы думаете, насколько эффективен такой учитель в жизни? Почему у детей может пропасть интерес, желание учиться?

Встречались ли вам такие учителя? Делали ли вы такие же ошибки?

Общение осуществляется разными способами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение(знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями.Язык тесно связан с мышлением и сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке – в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.

Но имеется и другой факт, что человек передает и получает информацию не только с помощью слов, т.е. вербально, но также и при помощи взгляда, жестов, мимики, внешнего вида, позы, т.е. при помощи невербальных сигналов. Около 80% информации о человеке мы получаем именно через невербальные источники, тогда как слова дают нам лишь 20% всей информации.

Невербальное общение — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого общения становится тело человека. обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или язык тела . Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата [1].

Однако, очень часто невербальная информация остается за кадром нашего восприятия, потому что мы не умеем ее прочитывать и интерпретировать. Зачастую не замечаем очевидного: мы верим формально сказанным словам согласия, в то время как человек отрицательно кивает головой, пытаясь нас предупредить – я не согласен. Мы не обращаем внимания на то, что человек, встречающий нас с улыбкой, скрестил на груди руки – признак оборонительной позиции – мне не комфортно и не уютно .

В тех случаях, когда информация, переданная словами (вербальными средствами), не соответствует тому, о чем говорят жесты. мимика и т. п. (невербальные источники информации), то большего доверия заслуживает информация невербальная, потому что жесты и позы подчинены подсознанию.

Горянина В.А. Психология общения — М. Издательский центр Академия — 2002. — 416 с.

Перейти к обсуждению работы

Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми Non-verbal communication in social-pedagogical activity with children Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ,
  • НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ,
  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ,
  • ВЗГЛЯД ,
  • ЖЕСТЫ ,
  • МИМИКА ,
  • ДИСТАНЦИЯ ,
  • ПРИКОСНОВЕНИЕ ,
  • PEDAGOGICAL COMMUNICATION ,
  • NON-VERBAL COMMUNICATION ,
  • NON-VERBAL AIDS ,
  • GLANCE ,
  • GESTURES ,
  • MIMIC ,
  • DISTANCE ,
  • TOUCHING

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

Раскрывается сущность и значение применения невербальных средств общения в социально-педагогической деятельности с детьми.

Abstract 2010 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Ahyamova Inna Anatolievna

The author shows the essence and meaning of usage of non-verbal means of communication in social-pedagogical work with children

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Педагогическое образование в России , Ахьямова Инна Анатольевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ахьямова Инна Анатольевна Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnoe-obschenie-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi (дата обращения: 01.07).

Ахьямова Инна Анатольевна Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми Педагогическое образование в России (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnoe-obschenie-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi (дата обращения: 01.07).

Ахьямова Инна Анатольевна (2010). Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми. Педагогическое образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnoe-obschenie-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi (дата обращения: 01.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Ахьямова Инна Анатольевна Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. 2010. №1 С.31-38.

Ахьямова Инна Анатольевна Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми Педагогическое образование в России (2010).

Ахьямова Инна Анатольевна (2010). Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми. Педагогическое образование в России

Источники: http://refdb.ru/look/2913975-p7.html, http://www.scienceforum.ru/2015/1174/15028, http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnoe-obschenie-v-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Сироп успокоительный для детей эдас

Вот и я задумалась, правда далее...

Витамины для детей динозавры

Юнивит Кидс - поддержка иммунитета. Жевательный далее...

Нужно давать антибиотики ребенку температуре

Вопросы 11 января 12:38, 2011 Мне 21 год, девушка. далее...

Популярные статьи