Главная » Средства для детей



Воспитание детей средствами театра

Создано 02.12 | Автор: Васильченко Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка» Белгородская обл.

«Роль театра в воспитании детей»

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимает театр и театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д. Многие великие люди говорили о театре как о средстве воспитания.
Театрально – игровая деятельность дошкольников, понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: игры – драматизации, различные представления на ширме, настольный пальчиковый, теневой театры. Театрализованные игры, – это представление, где разыгрываются определенные литературные произведения с помощью таких выразительных средств, как мимика, жест, интонация, воссоздаются конкретные образы.
Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Педагогу необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.
Вторая задача формировать речевую культуру речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Третьей, не менее значимой задачей является – заложить основы театральной культуры. На театральных занятиях детей знакомят с терминологией и элементарными понятиями, театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре, расширяют знания детей о театре.
Постановка спектакля – дело сложное. Велики трудности с которыми приходиться сталкивается воспитателю: это загруженность педагога, недопонимание значения театрализованной деятельности для развития дошкольников среди других воспитателей. Возникают также сложности в выборе спектакля, важно помнить при этом, что ни один ребенок не должен остаться без роли. Дети сами могут выбирать себе роли. Не надо ребенка заставлять брать какую – либо роль, можно предложить быть «режиссером», «оформителем», «зрителем», как известно маленьких ролей не бывает. О значении театра в воспитании детей следует ознакомить родителей. Совместная творческая работа взрослых и детей всегда более эффективна. Родители могут выступать не только в роли зрителей, но и изготовителей декораций, костюмеров, исполнителей ролей. Совместная деятельность поможет еще ближе сблизить родителей и ребенка, они смогут узнать особенности его характера, темперамента.
Пусть актерами в дальнейшем станут не многие, но приятные воспоминания останутся у всех. Театральная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляется желания, мечты и многое другое. Театрализованной игре следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.


«Театркак средство развития и воспитания

детей дошкольного возраста»
Театр - это волшебный край, в котором ребенок

радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки мишку, зайку, собачку, кукол и др. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие и приносит много радости.

Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение, его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Для осуществления этих целей кукольный театр располагает большими возможностями.

Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы- персонажи, оформление, слово и музыка- все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления дошкольника помогает ребенку ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят из пластилина фигуры отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.

Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. Необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению.

Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным.

У нас в детском саду показываются спектакли профессиональных, а также самодеятельных коллективов.

Профессиональные коллективы - редкий гость в детском саду, поэтому организуем самодеятельный кукольный театр.

Кукольный театр, показанный воспитателями, играет совершенно особую роль. Воспитатель учитывает интересы и развитие детей при выборе репертуара и даже во время показа спектакля. Он может выделить отдельные места спектакля, подчеркнуть какие – то слова и фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Воспитатель может показать спектакль в любое время, когда надо занять или развлечь детей, отметить какое-нибудь событие.

Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в д.саду пользуется театр кукол-петрушек, теневой театр, картонный и театр игрушек.

Для театра игрушек используются обычные детские игрушки. Место их действия -простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек, не требуется никаких поделок.

Театр Петрушек используемый в детском саду, получил название от имени старинного народного героя Петрушки. Куклы-петрушки надеваются на руку кукловода, спрятанного за ширму: кукловоды управляют куклами и говорят за них. В театре петрушек и игрушек все объемное. Этим они близки друг другу.

Есть еще два вида кукольного театра; теневой и картонный. В этих театрах все плоскостное.

В теневом театре зрители видят на экране тени силуэтов. Силуэты делаются из картона и покрываются тушью.

В картонном театре имеется сцена, по которой двигаются картонные фигурки, только они не покрываются тушью, а раскрашиваются.

Желательно, чтобы в детских садах, были методические кабинеты, в которых были образцы различных видов кукольного театра, комплекты силуэтов, наборы игрушек и кукол петрушек.

Музыкальный руководитель: Салеева Елена Ивановна

«Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

Программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский в современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное воспитание

«формирование представлений о защитниках родины у детей старшего дошкольного возраста»

Информационно коммуникативные технологии как средство вовлечения родителей в активную работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.»

Театр как средство духовно нравстенного развития и воспитания обучающихся

Мини- музей в доу как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста

Педагог дополнительного образования Вертлиб Майя Владимировна Музыка как средство развития детей дошкольного возраста

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Роль театра в воспитании детей

Роль театра в воспитании детей

Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный период – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.


Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.


Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:
  1. Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);
  2. Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности,
  3. Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представленность их как бы на сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-сознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;
  4. Сюжетность действия - наличие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непрерывного дыхания времени).


При грамотно продуманном курсе актерского и режиссерского мастерства ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык включения в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.


Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности.


При режиссерской работе, ребенок осваивает азы режиссерской композиции, учится подчинить мелочи – сверхзадаче, а случайно – режиссерскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссером своей судьбы.


Курс актерского мастерства это эффективная педагогическая для воспитания у ребенка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит прежде всего владеть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их, и не вытеснять, но напротив, - выводить на свет прожекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства.


И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!


Детский театр в Нижнем Новгороде


Приобщить ребенка к театру, можно не только посещая представления. Ваш малыш сам может стать актером. Вот какие варианты театрального обучения существуют а нашем городе:
  • театральное отделение для детей от 9 лет в ДШИ №9 ул. Б. Покровская, 33, тел. 33-01-33
  • театральное отделение для детей с 11 лет в ДШИ№18 ул. Комсомольская, 10а,
    тел. 98-64-89
  • филиал театральной школы Образ ул. Большая Покровская, д.30, ауд.7 ( Дом офицеров ) тел. 13-53-57 e-mail: info@teatr-obraz.ru . с 12 до 15 лет.
  • студия «Синий краб» ул. Ильинская, 61а, тел. 98-25-71. Младшая группа с 3 – 4 лет. Вначале пребывание с родителем.
  • детская театральная студия в дворце Пионеров на ул. Коминтерна, 20а (ост. Спортивная) тел.24-02-47. Ребята могут посещать занятия с 7 лет. Программа обучения рассчитана на 7 лет, по окончании выдается свидетельство.
  • В клубе Кринова (пр-т Гагарина, 41 тел. 65-45-45) действует театральная студия для детей от 10 лет, а для малышей от 3 лет организованы занятия раннего развития с уроками ритмики.
  • Во Дворце творчества на ул. Панина, 5 тел. 18-74-12 принимают юных актеров с 6 лет. Работают программы обучения длительностью 3 года и 5 лет.
  • Театральные занятия проводятся в студии на ул. Гордеевская, 35 тел. 43-18-93. Здесь работают с детьми от 6 и до 17 лет.


Настоящий театр можно устроить и дома. используйте игры и сценки для дошкольников:


Материал подготовила
Оксана Дворянинова

Источники: http://dohcolonoc.ru/cons/5228-rol-teatra-v-vospitanii-detej.html, http://nenuda.ru/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE.html, http://www.nnmama.ru/content/play/theaterandkids

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Средство лечения геморроя детей

Лечение геморроя в домашних условиях у детей Принято считать, далее...

Клиника ангины у детей

Болезни у детей - далее...

Герпетическая ангина детей лечение ацикловир

Герпетическая ангина — симптомы, далее...

Популярные статьи